Пожары в высотных домах нередкое явление. Так, например, из-за применения горючих материалов в Москве горели фасады бизнес-центра «Дукат плейс 3», расположенного на улице Гашека, в 2007 году и жилого дома на улице Ивана Бабушкина в 2009 году. Возгорания фасадов высотных домов регистрировались на Дальнем Востоке России, в Казахстане и Китае. Причина всегда одна – горючие ветрозащитные мембраны.
НФС «Олимпа» состоит из четырех элементов — утеплителя, ветровлагозащитной пленки, облицовки и каркаса. Плиты утеплителя из стекло- или базальтового волокна и металлический каркас изначально являются негорючими. Ветрозащитная мембрана из синтетических материалов на основе полиэтилена легко воспламеняется даже при нагревании порядка 250 градусов. При этом короткое замыкание в электроцепи разогревает металл в месте контакта до 1100 градусов, поэтому возгорания влагозащитной фасадной пленки на стадии строительства высотки, когда доступ к ней открыт, нередки.
Для того чтобы загоревшаяся ветрозащитная пленка не вызывала масштабного пожара, на фасадах высоток через каждые два этажа устраивают металлические горизонтальные полосы – противопожарные рассечки. Расплавленный полиэтилен в случае воспламенения пленки стекает на рассечку и догорает на ней, не позволяя огню распространиться на нижние этажи.
Расплавленный полиэтилен свободно стекал по внутренним полостям НФС 150-метрового здания пока не скопилась его критическая масса. Это в свою очередь привело к возгоранию наружных облицовочных панелей, состоящих из алюмокомпозитного материала. Пламя, раздуваемое тягой воздуха в воздушной прослойке между облицовкой и минватой, покрытой мембраной, стремительно распространилось по фасаду здания.
После аналогичных пожаров в Москве (горели фасады бизнес-центра «Дукат плейс 3» в 2007 году и жилого дома на улице Ивана Бабушкина в 2009 году) было принято решение о запрете применения в навесных фасадах горючих материалов. Однако и сегодня можно видеть, как на минвату монтируют горючие ветрозащитные пленки, хотя о существовании негорючих ветрозащитных мембран известно давно.
Понятно, что негорючий материал в несколько раз дороже горючего; при этом определить качество ветрозащитной пленки заказчик может не только по сертификату пожарной безопасности, но и вручную: в пламени газовой горелки. Кроме того, изготовители навесных фасадов обязательно должны испытывать всю конструкцию в лабораториях противопожарных исследований.
Испытания негорючей мембраны Изолтекс НГ в составе навесного фасада Ронсон
Результат испытания негорючей мембраны Изолтекс НГ
Контролировать пожаробезопасность при строительстве «Грозного-Сити» обязан технадзор. Очевидно, что система контроля на каком-то этапе дала сбой. Во всяком случае, обстоятельства пожара свидетельствуют о том, что при монтаже облицовки фасада здания применялись горючие материалы, а огнезащитные рассечки при монтаже системы НФС установлены не были.
«Грозный-Сити» строила турецкая компания. «Материалы, использованные для обшивки здания, отвечали всем требованиям безопасности, в том числе обладали огнеустойчивостью, что подтверждено соответствующими экспертизами, которые производились при закупках», сказал представитель компании.
Однако, осенью 2011 года, незадолго до завершения строительных работ на высотке, власти Чечни в одностороннем порядке расторгли договор с «Бора иншаат», предъявив, по мнению адвоката, застройщику необоснованные претензии в финансовых нарушениях. «На тот момент работы не были завершены, и здания достраивали другие фирмы», сказал адвокат, отметив, что вся проектная и техническая документация на грозненские высотки осталась у его доверителя в Турции.
Остается добавить, что по аналогичным причинам в 2012 году горела высотка и в Стамбуле.
ИНН: 5003122920·КПП: 500301001·БИК: 044525360·ОКАТО: 46228501000·ОГРН: 1175027008188·ОКПО: 13160538·ОКВЭД: 46.18
© АЯСКОМ 2022